Михаил Зиммер о технических аспектах TN Promo, взаимодействии с бизнесом и эффекте ореола.
Продолжение интервью с Михаилом Зиммером. Первую часть читайте здесь.
Почему для реализации TN Promo был выбран именно кроссплатформенный фреймворк в виде Flutter? Почему не нативные инструменты?
У нас есть небольшая доля натива, мы его используем там, где идет работа с базовыми вещами устройств. Например, работа с GPS, камерой и так далее. В целом причина банальна - кроссплатформенный подход дешевле.
“Если вы хотите отдельно писать под iOS, под Android, то должны содержать две команды независимых разработчиков фронта и, по сути, отдельно выпускать две их версии”.
Это довольно дорого, долго, административно сложнее, потому что, одним из ограничений того же SCRUM, по которому мы работаем, является малочисленность команды. Девять человек – это самый предел.
Если вы идете в не кроссплатформенную разработку, то приходится тогда расщепляться на несколько SCRUM-команд, и у вас получается маленький ламповый быстрый проект, каким должен быть, например, продуктовый проект особенно в зачатках. Вы делаете MVP, ваша задача как можно быстрее делать фичи. Ваш проект превращается в то, что у вас отдельная команда бэка, отдельная команда Android, отдельная команда iOS, в каждой - по четыре человека, а значит что? Как в анекдоте: бухгалтер должен считать зарплату, а еще два менеджера и так далее.
Вот у вас и получилось человек 40, которые друг с другом договориться не могут, вечно ссорятся из-за соглашения об интеграции и в таком формате, наверное, будет очень тяжело запускать MVP.
Если опустить прелюдию, за сколько удалось запустить MVP?
По сути, мы стали все делать с нуля сразу, как только начали работать с TAGES. Это произошло в начале августа 2020 года, и уже в закрытый бета-тест мы вышли в октябре 2020, а в полноценную коммерческую эксплуатацию в декабре. То есть 3 месяца до MVP на ограниченной группе пользователей, плюс два уже коммерческая эксплуатация.
Хорошо, я понимаю, что сроки в 4–6 месяцев для MVP в целом нормальны. Как удается выстраивать отношения с бизнесом, который может находиться в парадигме «Да, ребят, там две кнопки сделать и фотографию реализовать»?
Ответ на вопрос про две кнопки: «Ну, сделай». Как иначе? Я очень много времени трачу на то, чтобы, например, обучить аналитиков в нашей команде и тот же бизнес одному очень простому принципу.
“Когда квалифицированный айтишник приходит к вам на проект, это врач”.
Хороший врач не будет слушать, какие таблетки вам прописать. Он не будет выслушивать, что вы прочли в интернете. Точнее он послушает, но не примет это к сведению. Его задача собрать с вас анамнез, сделать анализ, и благодаря своей квалификации он имеет право и обязан принять решение, что с вами делать.
В ИТ ровно то же самое. Когда мы говорим о кнопках, заказчик говорит: «Дайте мне две кнопки» или «Вот тут сделайте более сиреневым, а здесь умножьте на два», то он просто говорит нам: «Дайте мне эту таблетку». Но если вы ему дадите, а потом все сломается, то виноваты будете вы. Поэтому главное ему объяснить: «Я тут врач. В чем ваша проблема? Расскажите мне». Затем собрать анамнез, узнать о каких-то особенностях и ограничениях (политических, юридических, иных), после чего начать вырабатывать решение. Но задача предложить решение - она именно у подрядчика. У ИТ-компетенции, скажем так.
“Если ИТ начинает полностью выступать в качестве исполнителя желаний, то это все быстро, к сожалению, превращается в ад для обеих сторон”.
Дальше этот ад прогрессирует в первый, во второй, в третий круг и доходит до седьмого круга, где все бесконечно начинают искать причины и виноватых.
Я бы не хотел обидеть больших начальников, но, к сожалению, в нашем мире часто такое случается, что, когда человек достигает успеха в одной сфере, его успех как бы проецируется на другие сферы из-за эффекта ореола. Так, например, если человек стал успешным в спорте, то все начинают считать, что он, наверное, и поет хорошо. Если же он, например, стал успешен в своей компании, он большой директор, то это не значит, что он хорошо разбирается в дизайне мобильных приложений или веб-сайтов. Дизайну веб-сайтов учат на протяжении нескольких лет. Многих лет.
Там же не только дизайн. Там и UX?
Я все в это включаю – UI, UX и так далее. Это профессия, целая профессия. Никто не принижает твои достоинства. Ты хороший, например, коммерсант, переговорщик, производственник или специалист по информационной безопасности. Но от этого ты дизайнером не становишься. Пожалуйста, доверь это тем, кто, например, пять лет этому учился.
Я исхожу из того, что работаю с квалифицированными людьми, стараюсь нанимать их и полностью исхожу из принципа Генри Форда:
“Мы нанимаем людей не для того, чтобы говорить им, что делать, а чтоб они нам говорили, что делать”.
Цитата не моя, но я был очень рад, когда на одной из встреч с участием нашего управляющего партнера Технониколь Сергея Анатольевича Колесникова, от него услышал ровно эти же слова. Он нанимает их для того, чтобы они сами думали. Это правильный подход. Раз мы наняли дизайнеров, а я напомню, это очень дорогие ребята, то давайте дадим им работать.
Читайте продолжениеБлагодарим Михаила за участие в подкасте TAGES Live, желаем успехов TN Promo и надеемся вновь увидеть в гостях.
Смотрите подкаст с Михаилом Зиммером:
Слушайте аудиоверсию: