• TAGES
  • Блог
  • Композитные предприятия и будущее IT

Композитные предприятия и будущее IT

Вместе с Александром Бондариком (Leroy Merlin) говорим о будущем IT, о том, куда ведет новый технологический уклад.

Еще в прошлом веке истории о людях, говорящих по телефону в лесу, всем показались бы фантастикой или вовсе безумием, а сегодня мы не можем себе представить жизнь без самолетов, повсеместных кафе, быстрой доставки еды на дом и даже отсутствие 4G на какой-нибудь опушке недалеко от города вызывает недоумение. Очевидно, жизнь не стоит на месте, научно-технический прогресс вселяет веру в новые открытия и достижения.

Вместе с Александром Бондариком (Leroy Merlin) сегодня говорим о будущем IT, о том, куда ведет новый технологический уклад, и что будет через пять лет в крупных энтерпрайзах.

Новый контекст

Главным изменением последних пяти лет является новый облик клиентов и пользователей. Мы видим, что клиент становится более требовательным, а пользователь хочет большего. Компании соревнуются за этого пользователя – создают новые системы персонализации, анализируют данные, делают все, чтобы привлекать и удерживать людей. Важный нюанс - меняются не только клиенты. Меняются еще и сотрудники. Не менее важный вопрос - удержание и привлечение сотрудников, а также правильное формирование IT-команд.

Организация будущего - каким будет бизнес?

Обычно, когда говорят о новых технологиях и форматах, вспоминают калифорнийские технологические стартапы: Netflix, Amazon, Stripe, Spotify и др. Все эти компании используют различные подходы и технологии, но их объединяют три главных параметра: скорость, гибкость и открытость.

Компании запускают множество экспериментов, анализируют результаты и на их основе принимают решения: что делать дальше. Они анализируют исторические сведения, смотрят за сформированностью цифровых двойников своих клиентов, процессов, рынка и уже на основе этого анализа принимают решения.

Встраивают бизнес-аналитику практически во все этапы принятия решений, работая с платформенным бизнесом, выстраивают всевозможные экосистемы вокруг себя или же интегрируются в другие экосистемы, которые уже присутствуют на рынке. Наконец, эти компании быстро изменяются - у них достаточно адаптивные бизнес-процессы, они пользуются новыми подходами к организационным вещам, формируют продуктовые команды и очень быстро меняются в зависимости от контекста.

Оркестрация хаоса

Однако не все так просто для крупного энтерпрайза. Большинство компаний тяжеловесны и инертны, с немалым техническим долгом, с большим количеством гетерогенных и сложных IT-систем, которые дорого и сложно менять. Им потребуются десятилетия, чтобы взять и все переделать. Не каждая компания на это готова, потому что нет прямой бизнес-ценности, не понятно, как это считать, какие на это выделять бюджеты. Поэтому внедрять изменения нужно постепенно.

Бюрократия и сложная коммуникация. Чем больше компания, чем сложнее у нее организационные структуры, тем сложнее вводить любые изменения в этих организациях.

Кризис на рынке инженерных специальностей не упрощает задачу и, говорят, он только растет. Уже сегодня разработчики-сеньоры могут запрашивать по полмиллиона, и даже больше. Людей сложно удерживать, сложно привлекать, и кризис в этой области достаточно серьезный.

Наконец, центральные команды и немалое количество зависимости формируют так называется “бутылочные горлышки”. Когда команды замыкают на себе бизнес-процессы и изменения - и все блокируется, т.е. компании не могут запускать свои IT-продукты годами.

Организационные и IT-изменения

Если рассматривать детально, то гибкую организацию можно описать следующими подходами:

  • платформенные бизнес-модели;
  • продуктовые команды;
  • открытость и интегрируемость;
  • гибкие методологии;
  • широкопрофильные специалисты;
  • тестирование гипотез и Data Driven.

Особую важность играют широкопрофильные специалисты. Вся история о low code, о новых системах формируется за счет того, что меняются сами сотрудники. В итоге делается ставка на тех людей, которые владеют бизнес-контекстом и могут быстрее, самостоятельно, владея определенными суперсилами, базовыми навыками, решать задачи достаточно эффективно, не запуская при этом гигантский круг согласований, обсуждений и коммуникаций между людьми. В одном из своих выступлений на бизнес-регате Enterprise Low Code Day 2021 CEO IT-компании TAGES Дмитрий Голубовский говорил: «до 70% времени на IT-проектах тратится на коммуникации с командой и смежниками». И это на самом деле так.

Также появляются новые технологии: микросервисы, облака, CI/CD, API-менеджмент, искусственный интеллект, оркестрация данных, Headless-истории (маленькие бизнес-системы, экспонирующиеся в виде API, на основе которых создаются новые вещи), low code и микро-фронтенды. Все это начало активно развиваться за последние пять лет, однако в европейских и американских компаниях глубина проникновения новаторских подходов уже очень высока.

API-центричная архитектура

Важным в этой истории является термин «композитные предприятия». У Gartner в отчете, который выпустили за 2021 год, этот термин был в топе трендов. Самый главный тренд — это то, чтобы предприятие было композитным. Коротко расскажу, что это значит и как этого достичь. Основной момент здесь — это API и API-центричная архитектура.

Фактически, если мы имеем четкие и понятные задокументированные интерфейсы, нам совершенно не важно, на чем написан данный кусок продукта, какой у него релизный цикл. Нам даже не важно, что у него внутри – для нас это “черный ящик”, но нам важно, какие у него есть интерфейсы, как можно быстро получить к ним доступы и ими управлять. Соответственно, здесь важным моментом будет правило — эти кусочки должны быть маленькими, потому что, чем больше “черный ящик”, тем выше затраты на поддержание этих интерфейсов.

Следующий этап — это управление большим количеством API. Здесь уже на помощь приходит API-менеджмент, а точнее, Integration Hub - все то, что приходит на смену ESB.

Как управлять большим количеством разных интерфейсов?

Есть два варианта: внешний и внутренний API. В основном, когда люди говорят об API-менеджменте, они говорят только об этой части — только о внешнем API. Тогда формируется «API-фасад» — набор сервисов, для общения с внешним миром, интеграции и так далее, но внутренние API ничуть не менее важны. Внутренние API и грамотное управление позволяют выстроить коммуникацию между внутренними командами, между разными продуктовыми командами, абстрагировать какие-то вещи, отрезать монолиты и очень быстро, но плавно их изменять. При этом API-менеджмент предоставляет возможность фильтрации, безопасности и единого экспозицирования в виде каталога определенных интерфейсов, доступа к публикации, подписке, governments’у, процессу управления этим гетерогенным ландшафтом, большим количеством API и фактически управление хаосом.

Эта история приводит нас к всевозможным топологиям. Когда мы начинаем делить API на группы, то, фактически, интеграция становится оркестрацией, когда мы не просто перекачиваем данные между большими монолитами, а строим новые IT-системы на базе маленьких блоков, переиспользуя и оркестрируя их в новом формате.

Здесь и начинается особая роль low code. Фактически у нас уже есть каталоги сервисов, данных и процессов. Они достаточно гранулярны, могут быть агностичными, что снижает нагрузку на команды, которые их разрабатывают и поддерживают, развязывают релизные циклы между фронтовыми и core-командами, а также командами, которые разрабатывают какие-то digital-сервисы. Имея визуальный интерфейс, можно собирать новые процессы и потоки из логики. По факту это гораздо быстрее, чем программировать их вручную, нанимая немалое количество разработчиков и увеличивая коммуникационные цепочки.

Здесь возникает такая история, как Packaged Business Blocks. Фактически, это ничто иное как Headless, некие бизнес-сервисы, экспозированные в виде API — более компактные, гранулярные и агностичные с точки зрения процесса, которые можно кастомизировать через оркестрацию. Можно взять их набор и, как из кубиков, создавать те самые композитные API. Конечно, мы видим, что плавно меняется тренд с RPA, который был бумом последние лет семь, в сторону оркестрации на базе API, потому что этот подход более правильный. С точки зрения архитектуры, он выдерживает большие нагрузки, проще изменяется, проще и быстрее настраивается. Все эти вещи являются пре-реквизитами для того, чтобы строить композитное предприятие.

Тренды и предсказания

Мы плавно подошли к главной части: предсказания и прогнозы по технологиям, которые будут важны и смогут использоваться на больших предприятиях в ближайшие пять лет. Основываясь на опыте нашей команды Leroy Merlin и опыте наших коллег и партнеров, мы видим следующее:

  1. Облака. В Европе и США облачные сервисы очень востребованы и фактически совершают революцию в мире IT. В России эта история еще не настолько развита. Под “облаками” я имею в виду не только предоставление вычислительных мощностей, но и готовые сервисы. Например, сервис, позволяющий разворачивать большую отказоустойчивую базу данных по клику. Все это существенно уменьшает затраты и дает возможность масштабировать. Здесь, скорее всего, важной историей станут гибридные “облака” в России, потому что компаниям нужно иметь возможность находить баланс между приватностью, безопасностью и гибкостью. Сегодня мы видим некий конфликт между digital-департаментами, которые хотят запускать быстрее и больше, и Core-IT-департаментами, которые поддерживают базовые сервисы IT-системы и не готовы поступаться безопасностью и приватностью данных. Скорее всего, здесь будет некая синергия и история о “гибридных облаках”, каких-то интерконнектах и каких-то выделенных вещах.
  1. Контейнеры и управление. Kubernetes, фактически, явился катализатором очень больших изменений в IT, и с ростом контейнеризации (не думаю, что тренд будет уменьшаться) будут появляться новые вызовы и проблемы – как мониторить большое количество сервисов и как ими гибко управлять. Здесь, скорее всего, истории типа Istio service mesh и open telemetry будут развиваться, увеличиваться и стандартизироваться. Ну и, как логичное продолжение, возможность запускать функцию Serverless, не думая о том, что происходит внутри. Такой вот переход от “железа” к виртуализации, контейнеризации и далее к Serverless.
  1. Контакты и взаимодействия. В Европе активно развивается Open Banking. Там действует закон, который обязывает банки использовать этот Open API. Возможно, этот закон будет принят и в России и не исключено, что эта история распространится и на другие отрасли. Будут появляться другие стандарты API-интеграций, которые будут развиваться уже в каждом конкретном рынке, “коробочный” бизнес-блок, тот самый packaged business blocks и headless-решение. Это будет трансформация больших ERP/CRM-систем в более компактные, гранулярные сервисы. Не исключено и появление новых бизнес-протоколов, потому что мы видим, что REST поверх HTTP, фактически протокол под это не предназначенный, получил большое развитие за счет удобства его прочтения и работы с ним.
  1. Новые технологии. Дополненные интеллектуальные системы, когда искусственный интеллект перестает быть ноу-хау и хайпом, а начинает выполнять небольшие, но специфические функции. Например, уже появляются IDE с искусственным интеллектом, который сам пишет код. low code/no code системы точно будут развиваться, потому что мы видим большие преимущества от их использования. Они будут специализироваться и включаться, например, в CRM-системы, которые будут иметь свой low code, как и фронтовые системы. Т.е. это не будет отдельным рынком, а, скорее всего, возможностями, которые будет включать в себя каждая платформа. И последнее, что получит развитие, — это WebAssembly. Способность запускать различные языки, разный код на одной платформе, имея возможность быстрого обмена контекста между ними, как в браузере, так и на клиенте. Напоследок, есть вероятность, что революция в мире IT будет похожа на то, как когда-то было с JavaScript в браузерах.

Хотите узнать больше о возможностях low code для своей компании? Напишите нам.

Смотреть полное видео с выступления А. Бондарика на бизнес-регате Enterprise Low Code Day 2021

Автор: Александр Бондарик, Enterprise Architect Leroy Merlin & Head of integration Platforms, Head of Platformeco

Редактор: Лев Буланов

Назад