Зачастую в заголовок выводятся вопросы, связанные с противопоставлением собственной разработки и аутсорсинга. Подобное звучит провокационно и подразумевает отражение плюсов и минусов обеих сторон. На самом же деле, мы считаем, что противопоставление неуместно. Более конструктивным видится вопрос: «Как организовать автоматизацию бизнес-процессов и разработки цифровых решений максимально эффективным образом?»
Если мы говорим про технологические компании, выступающие разработчиками программного обеспечения, то, естественно, у них внутри только собственная разработка. Потому что для любой компании есть такое понятие, как «основной (core) процесс». Это результат действий, который дает ценность клиенту, делая его счастливым, и зарабатывает компании деньги. Для того, чтобы основные процессы работали должным образом, нужны бэк-офисные и поддерживающие процессы.
Рассмотрим первую крайность. Представим, что розничная компания «Супермаркет» (все совпадения случайны) решает автоматизировать свои бизнес-процессы. Их основной процесс включает в себя подготовку решений по товарам, производство этих товаров на фабриках, а также дистрибуцию по магазинам и клиентам. Под эти задачи будет адаптирована работа отдела делопроизводства, бухгалтерии, HR-отдела, отдела логистики и других подразделений.
Желая решить вопрос автоматизации, компания начинает набирать свой штат ИТ-разработчиков — 10, 100, 200, 300, 500 человек… При таком объеме сам процесс разработки для нее тоже становится основным, что в целом видно на ряде брендов, создающих дочерние компании, которые ведут работу не только на внутреннего заказчика, но и на внешнего.
Нужно предполагать, что в этой ситуации, когда критическая масса людей, участвующих в процессе разработки, растет, компании необходимо дополнительно развивать бэк-офис и поддерживающие процессы уже для них. А это, в свою очередь, другая модель рекрутинга, адаптации и онбординга, другой формат работы, другие бухгалтерские процессы, другие процессы работы юридического блока и т.д. Любой новый основной процесс не сможет существовать без дополнительных обеспечивающих процессов. И, обычно, компании про это забывают, двигаясь в сторону собственной разработки.
Вторая крайность — полная передача разработки на аутсорсинг. Эта дорога подразумевает под собой множество рисков, потому что бизнес теряет прямой контроль над процессом. Помимо этого, из-за отсутствия внутренней ИТ-компетенции, нет возможности адекватно поставить техническое задание и оценить выполненные работы.
Подход, который учел большинство рисков бизнеса и отлично себя зарекомендовал во множестве наших кейсов, заключается в том, что на стороне эксплуатирующей компании формируется область ключевой компетенции в разработке. Задачей ИТ-специалистов в данном случае является поддержание эксплуатации решений в production-контуре, осуществление технического надзора, а также выстраивание и развитие ИТ-контура. Дополнительно они выступают в роли технических заказчиков для аутсорс-компаний или технологических партнеров.
Так, например, компания, которая наняла в штат 300 разработчиков и занимается собственной разработкой, на практике зачастую оказывается менее эффективной, нежели та, что имеет свою core-команду из 15-30 разработчиков и инженеров, занимающихся эксплуатацией системы и взаимодействующих в роли заказчиков с внешними аутсорс-платформами.
Более того, в результате такого подхода, бизнес, с одной стороны, сохраняет фокус на своих основных процессах, но, в то же время, динамично проходит этап автоматизации, попутно развивая внутреннюю корневую ИТ-компетенцию.
Источник: РБК Компании
Автор: Дмитрий Голубовский (CEO TAGES)